Фитотерапевт Карп Абрамович Трескунов
О рейтинге ЛЕКАРСТВ и БАД
НОВОЕ
О ПРИЁМЕ
ЗАБОЛЕВАНИЯ
СПЕЦИАЛИСТЫ
ОБУЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
КОНТАКТЫ
Книги
Статьи
Заметки
Рецензии, Комментариии
Лекции
"Сорняки"
Фитохитодезы
БИОГРАФИЯ
ФОТОАЛЬБОМ
ПИСЬМА, ОТЗЫВЫ
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ
ССЫЛКИ
ENGLISH TEXTS

 

К ВОПРОСУ О РЕЙТИНГЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ

А.В.Горошетченко, Союз «Экология и здоровье», исполнительный директор, К.А.Трескунов, больница НМЦ РАН, г.Черноголовка, врач-фитотерапевт, академик РАЕН и ЕАЕН, В.И. Глебов, ООО «Здоровье и долголетие», ген.директор, канд.техн.наук, Тувальбаев Б.Г., докт.техн.наук, профессор, ООО «Здоровье и долголетие», зам.ген.директора по науке

Бурное развитие биотехнологии и смежных с ней дисциплин, ренессанс методов традиционной медицины (клинической фитологии и фитотерапии) породили бесчисленное количество настоящих, а в основном, псевдо -целителей, -лекарственных препаратов и -БАД, как отечественного, так и зарубежного производства. Являясь по сути лекарственными препаратами, они, по разным причинам вынуждены прикрываться наименованием БАД (Биологически Активных Добавок) профилактического направления, т.к. их безопасность и эффективность приравнена к безопасности и эффективности пищевых добавок. Тем не менее, многие из них действительно эффективны при лечении различных (в том числе и тяжелых) заболеваний.

Однако, главным фактором, определяющим успех (или неуспех) того или иного препарата является рекламная компания, основной лозунг которой «воздействуя на подсознание, заставь купить». При этом, разобраться в достоинствах того или иного препарата давно уже не под силу ни одному врачу (не говоря уже о пациентах).

Общество, и в первую очередь, врачи и пациенты нуждаются в более точных и обьективных оценках, позволяющих им правильно ориентироваться в море рекламных материалов о чудо-препаратах. В скобках заметим, что рекламная компания очень дорогая и стоимость ее, как правило, в конечном счете ложится на покупателя.

Введение рейтинга препарата, БАД позволяет принципиально решить эту проблему и представить любому пациенту независимые экспертные оценки качества того или иного препарата. С другой стороны и производители препаратов иметь возможность работать над повышением рейтинга, опираясь на все его составляющие.

1.

Перечислим компоненты, которые (по нашему мнению) должны входить в рейтинг препарата и их весовые части. Именно «Весовая часть» определяет насколько важен тот или иной параметр для рейтинга. Попутно отметим, что определение приоритетов (весовых частей), зависит от запросов потребителя. Например, если это аптека, то ее в первую очередь интересует конкурентоспособность препарата, а значит и его цена на курс лечения. В этом случае, главным параметром становится стоимость 1 мес. лечения. – S . Если же это пациент, то главным критерием является эффективность лечения конкретного заболевания – Э i . и т.д.

Таблица 1.

Основные компоненты рейтинга препарата

 

п\п

Наименование компонента

Код

Вес.

часть

1

Длительность существования

T

10

2

Наличие лицензии

L

10

3.1

3.2

Наличие сертификата на препарат как: БАД

Наличие сертификата на препарат как лекарство

R Б

R л

10

20

4

Наличие клинических испытаний

K

10

5

Стоимость 1 месяца лечения при стандартном приеме

S

20

 

6.1

 

6.2

 

Количество заболеваний при которых препарат может быть применен, как

- профилактическое средство

 

- лечебное средство

 

Z п

 

Z л

 

 

10

 

20

7.1

 

7.2

Эффективность действия при лечении:

- всего спектра предлагаемых заболеваний

- конкретного заболевания

 

Э

Э i

 

20

40

2.

Рассмотрим, теперь правило определения каждого параметра.

1. Длительность существования на рынке - Т.

За один год существования – 1 балл. Свыше 10 лет – 10 баллов.

2.Наличие лицензии - L .

а) внесение в Государственный реестр – 10 баллов

если препарат не внесен в государственный реестр то, наличие лицензии

•  на производство 5 баллов

•  на реализацию – 5 баллов

•  Сертификат на БАД - R Б

2.1 Сертификат РФ (СРФ) с ограниченным сроком действия (ОСД) – 2,5 балла

2.2 Сертификат РФ со сроком действия более 10 лет (НСД) - 5 баллов

2.3 Сертификат зарубежный (СЗ) с ограниченным сроком действия - 2,5 балла

2.4 Сертификат зарубежный со сроком действия более 10 лет - 5 баллов

2.5 Сертификат СРФ+СЗ с ограниченным сроком действия - 7,5 балл.

2.6 Сертификат СРФ+СЗ со сроком действия более 10 лет и - 10 балл.

3.Сертификат на лекарство - R л

3.1 Сертификат РФ с ОСД - 5 баллов

3.2 Сертификат РФ с НСД - 10 баллов

3.3 Сертификат СЗ с ОСД - 5 баллов

3.4 Сертификат СЗ с НСД - 10 баллов

3.5 Сертификат СРФ+СЗ с ОСД - 15 баллов

3.6 Сертификат СРФ+СЗ с НСД - 20 баллов

4.Клинические испытания – К

1 протокол клинических испытаний 1 балл. Свыше 10 протоколов – 10 баллов.

5.Стоимость 1 месяца приема аппарата при стандартном приеме: - S

S = 10000/5* Si ) – где Si – стоимость 1 месяца приема в рублях.

При S больше 20 принимается S = 20

6.1 Количество заболеваний, при которых данное средство применяется как БАД - Z Б

1 заболевание – 1 балл. Свыше 10 заболеваний – 10 баллов.

6.2 .Количество заболеваний, при которых данное средство применяется как лекарство Z л.

1 заболевание – 2 балла. Свыше 10 заболеваний – 20 баллов.

7.1 Эффективность действия при лечении всех заболеваний - Э

где:

N - – количество заболеваний

Wd – выраженность заболевания до лечения (приема препарата) (по шкале 1,2,3)

Wp – выраженность заболевания после завершения курса лечения (по шкале 1,2,3)

Тс – время существования заболевания (1- до 1 мес., 2- от 1 мес. До 3, 3 свыше 3 мес.)

Tl – время лечения (по шкале 1,2,3). Так как нормированный показатель не может превышать единицы, а весовой коэффициент показателя – 20, то полученный результат умножается на Ks , где

Ks = N /50, причем, если К s больше 20, К s =20

7.2 Эффективность действия при лечении конкретного заболевания – Э i .

Расчитывается аналогично Э , но для конкретного заболевания. Так как, этот показатель считается наиболее важным и его весовой показатель равен 40, то полученный результат умножается на 40.

Так как нормативный показатель не может превышать единицы, а весовой коэффициент показателя – 40, то полученный результат умножается на К i , где К i = N /25, причем, если К i больше 40, К i =40

3.

Исходя из представленных правил, определим, какие данные необходимы для определения рейтинга препарата:

Таблица 2

Структура базы данных "Готовые формы"

Hаименование базы - GOTF

Индексированные базы - GOTIND (INDEX ON NAMEKR)

N

1

Имя параметра

2

Размерность

3

Комментарии

4

1 KODRAS C 4 Код готов. формы
2 NAMEKR С 15 Краткое наименование ГФ
3 NAMEPOL С 60 Полное наименование ГФ
4 TS С 2 Длительность существ. (лет)
5

LICEN

* PAT

* REESTR

* PROIZ

* REALIZ

С 1

С 1

С 1

С 1

С 1

Данные по лицензированию

Наличие патента (0/1)

Регистр.в гос.реестре (0/1)

Лицензия на произ-ство (0/1)

Лицензия на реализацию (0/1)

6 SERTBAD С 1

Налич. сертификата на БАД

0 - нет, 1 - СРФ с ОСД,

2 - СРФ с НСД, 3 -СЗ с ОСД,

4 - СЗ с НСД, 5 - СЗ+СРФ с ОСД,

6 - СЗ+СРФ с НСД

7 SERTLEK С 1

Наличие сертиф. на лекарство аналогично SERTBAD

8 KLINIKA С 2 Количество протоколов Клинических испытаний
9

STOIM

* STR

* STD

С 10

С 5

С 5

Стоимость 1 мес. приема

Стоимость в рублях

Стоимость в долларах

10 ZABBAD С 2

Количество заболеваний, при которых

ГФ применяется как БАД

11 ZABLEK С 2

Количество заболеваний, при которых

ГФ применяется как лекарство

12 EFFALL F 6,2

Общая суммарно - приведенная эрффективность

от применения препарата.

13 REYTING F 6,2 Общий суммарно – приведенный рейтинг препарата

Итого: 103

Как видно из приведенной структуры базы данных по готовым лекарственным формам она содержит почти все данные, которые могут использоваться для расчета рейтинга препарата. Исключение составляют параметры, которые используются при расчете рейтинга при лечении конкретного заболевания.

Эти данные рассчитываются при наличии конкретного запроса. В любом случае, величина и достоверность рейтинга зависит от обьема базы данных по конкретным историям болезни, которая и позволяет определить «подлинную» а не «искусственно рекламируемую» эффективность и рейтинг конкретного препарата. Отсюда следует, что высоким рейтингом могут обладать только препараты фирм, которые занимаются не просто реализацией препаратов, а и ведут лечебный процесс и фиксацию (ведение баз данных) историй болезни. Ведь рейтинг препарата, в конечном счете, зависит не только от эффективности препарата, но и от искусства его применения. Рейтинг препарата повышает и наличие «пула» организаций, ведущего совместную базу данных по «историям болезни» (при этом адресные данные пациента могут оставаться вне пула). Такой «пул» становиться более конкурентоспособным по сравнению с другими организациями, так как пациент, обращаясь в такой «пул», получает более квалифицированную помощь. Полные возможности такой помощи – тема отдельной статьи.

 


Вверх
На главную страницу

Rambler's Top100 Rambler's Top100