Стафилококковая инфекция
Н. Рузанова, Новосибирск.
Вчера прокуратура Октябрьского района Новосибирска отправила на экспертизу в областное бюро СМЭ историю болезни трехлетней Маши Деминой. Девочка умерла от воспаления легких 11 июня этого года. Врачи районной поликлиники поставили ребенку диагноз "острая респираторная инфекция" и, по словам матери, неделю лечили Машу сиропом от кашля.
Первый ребенок XXI века умер от пневмонии. День рождения Маши Деминой - первое января 2001 года. Появившись на свет в первые минуты третьего тысячелетия, она носила гордое звание - "Первый житель Новосибирской области XXI века". Именно ей было предназначено через 25 лет вскрыть капсулу и прочитать символическое послание, которое заложили в стене Новосибирского областного краеведческого музея в 2001 году. "Вам удастся воплотить то, что для нас сегодня кажется фантастикой! Верьте в себя и в свои силы! Будьте счастливы!" - писали Маше из прошлого века. Вот только прочитать эти радостные строки Марии Деминой не удастся. Жизнь "первого жителя", награжденного памятным знаком и осыпанного подарками, кончилась, едва успев начаться, - и мать девочки считает, что виноваты в этом равнодушные врачи-педиатры.
Маша росла общительной и не по годам развитой девочкой. В три года она знала наизусть много стихов, прекрасно рисовала, уже умела читать и выводила на бумаге первые слова - "мама" и "папа". В семье ласкали ребенка как могли - все делалось во имя Машеньки. В мае нынешнего года Маша Демина прошла полное медицинское обследование - собиралась в садик. "Пойду сразу в садик, в школу и замуж", - говорила Маша на приеме у врачей, которые признали девчушку полностью здоровой.
Она на самом деле очень редко болела, - говорит мать девочки Наталья Курносова. - Поэтому, когда 31 мая у Маши поднялась температура и начался кашель, мы сразу же вызвали врача из поликлиники.
Температура у ребенка резко подпрыгнула до сорока. По идее девочку можно было бы сразу положить в больницу, но участковый врач почему-то предпочла этого не делать. Ребенку, который беспрерывно кашлял и жаловался на то, что тяжело дышать, поставили диагноз ОРВИ. Прописали теплое обильное питье, сироп от кашля и капли в нос. Днем температура у девочки понижалась до 37 "с копейками", а к ночи столбик термометра вновь лез вверх. Врачи из поликлиники (причем разные!) приходили трижды, но госпитализировать девочку никто не предлагал. Сомнений в правильности поставленного диагноза у медиков не возникало: действительно, крепкая девчушка, что ей сделается?.. В пятницу, четвертого июня, к Маше в очередной раз пришла районный педиатр и заверила бабушку с дедушкой в том, что Маша поправляется: "В понедельник придете к нам на прием своими ножками"...
В понедельник, седьмого июня, Машу увезли в реанимацию с подозрением на пневмонию. По словам Натальи Курносовой, врачи 3-й детской больницы схватились за голову: "Кто же вас лечил?!" Новый диагноз подтвердился и "обогатился": двусторонняя пневмония, гнойный плеврит, отек мозга. Через четыре дня ребенок умер. "Могло ли воспаление легких развиться за те два выходных дня, когда врач не приходил?" - спросила мать у патологоанатома, который делал вскрытие. Врач ответил, что нет - смертельную болезнь можно было распознать заранее.
В сентябре, слегка оправившись от шока, мать девочки обратилась с заявлением в прокуратуру - она считает, что в смерти дочери виновата врач районной поликлиники, та самая, которая говорила "придете своими ножками". По словам Натальи, она не хотела бы требовать с нашего нищего здравоохранения компенсации морального вреда - она даже не в состоянии представить, что жизнь Маши можно было бы оценить в какую-то сумму. Женщина хочет только одного - чтобы врачу, поставившему неправильный диагноз, запретили лечить ребятишек.
Прокуратура провела проверку фактов, указанных в заявлении, и возбудила уголовное дело по ч. 2 ст. 109 УК РФ - "Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей". Сейчас причины смерти девочки будет устанавливать комиссия судмедэкспертов. Они же дадут оценку действиям врачей. Экспертиза, по словам следователя Октябрьской прокуратуры Ольги Вяткиной, продлится как минимум полтора месяца. Между тем педиатры уже уверены, что невиновны в смерти Маши. "Первоначальный диагноз был поставлен правильно", - заявляют они.
По словам следователя Ольги Вяткиной, судебная перспектива уголовного дела пока неизвестна - все зависит от результатов экспертизы. Но не секрет, что в суде подобные врачебные "оплошности" рассматриваются крайне редко, хотя поток жалоб на эскулапов растет. Так, в прокуратуру Советского района Новосибирска не так давно обратился гражданин, жене которого медики также поставили "универсальный" диагноз - ОРВИ. Впоследствии выяснилось, что женщина болеет энцефалитом, и ее едва удалось спасти. В результате жена стала инвалидом и сейчас проходит курс лечения в неврологическом диспансере. А муж намерен взыскать стоимость лекарств и разбившихся надежд с врачей.
Дата публикации 1 октября 2004